Благовещенская старина Музей самоваров

Новости и статьи


25 2019
Удивительный путь от заурядного уездного города к «Северным Афинам»

ЧЕРЕПОВЕЦ. УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ ОТ ЗАУРЯДНОГО УЕЗДНОГО ГОРОДА К «СЕВЕРНЫМ АФИНАМ»

"Из правильного образования проистечет и промышленность, и здоровье, и богатство,и сила страны."- И. А. Милютин.

Как только не называли публицисты-репортёры Череповец на рубеже XIX и XX веков: «Северные Афины», «Русский Оксфорд», «Череповецкий "Гейдельберг», «Американский город на Шексне», - непременно отмечая при этом главную роль его городского головы...
В марте 1903 г. писатель И. Ф. Тюменев в журнале «Исторический вестник» писал: "Проезжая по улицам города, мы видим в нём нечто другое, совершенно необычное в наших маленьких уездных городах, то , что дало ему название «Северных Афин». Это обилие различных учебных заведений, прекрасно построенных и, судя по внешности, содержащихся в большом порядке".
Действительно, удивительным может показаться, как на протяжении каких-то двух десятков лет город получил уникальную и универсальную систему среднего образования. К концу XIXвека соотношение числа учащихся к общему числу жителей города составила почти 1:5. Такое соотношение достигалась только в некоторых североамериканских городах, а также в наиболее просвещенных европейских странах ( например, в Цюрихском кантоне).
В то же время, в 1861 году в городе было только 110 учащихся, но в 1913 году их насчитывалось уже 2115 человек . Известно, что в 1895 году Череповец имел только уездное и приходское училища для обучения мальчиков. В приходском существовало небольшое отделение для обучения девочек. Если же сделать экскурс в более ранний период, то становится ясно, что формально начало становления народного образования в Череповце было положено 16 марта 1806 года с открытием первой школы. Она представляла собой малое народное училище с двухгодичным сроком обучения и всего лишь одним учителем, роль которого исполнял пономарь Воскресенского собора Семён Михайлов. В 1819 году в этом училище обучались 52 мальчика.
Конечно, даже такой скромный первый шаг к созданию системы образования в Череповце вряд ли удалось бы осуществить, если бы городской голова В. Н. Демидов не подарил училищу к его открытию свой деревянный дом. Об этом событии в книге "Краткое обозрение близких к столице мест от Петербурга до Старой Руссы" Николая Озеревецкого, изданной в 1805 году, сказано: «в Череповце, никогда не имевшим училища, городской глава Василий Никифорович Демидов, по настоянию г. директора Куницкого, подарил под училище свой деревянный дом и письменно обязался сделать, в нём на свой счет, все нужные поправки, что ценить можно в 500 рублей, а общество Череповецкое обязалось ежегодно давать по 150 рублей на содержание училища" .
Анализируя далее жизнь Череповца, Озеревецский пишет, "что город не представляет из себя ничего выдающегося в смысле общественной жизни, а так же прозябал, как и масса других уездных городов".
Этот сон полуграмотности Череповца (впрочем, как и всей провинциальной России) продолжался самое малое ещё полвека.
В 1861 году новым городским головой Череповца был избран купец Иван Андреевич Милютин. Мало кто предположил бы тогда, что на этом посту он пробудет долгие 46 лет, вплоть до своей кончины.
В 1869 году исключительно на свои средства он открывает техническое училище при своем заводе, впоследствии получившее название Александровского. Это был первый шаг в реализации большого стратегического плана преобразования города. Роль одного из главных рычагов этих многообещающих перемен, по замыслу Милютина, отводилось сбалансированной системе учебных заведений. В ней должно было найтись место и для профессионального, и для общего образования. Правда, реальные училища здесь оказались в некотором приоритете перед гимназиями. Особое же внимание Иван Андреевич уделил женскому образованию. Для осуществления этого плана понадобилось почти двадцать лет.

1. Александровское техническое училище.
В 1869 при заводе И.А. Милютина было учреждено уникальное для России учебное техническое заведение с учебными планами и программами учебных курсов, разработанными под непосредственным руководством главы города.
По его ходатайству училище получило название в честь бывшего в то время наследником престола цесаревича и будущего императора Александра III.
Срок обучения в училище составлял шесть лет. Четыре года длилось общее теоретическое обучение, схожее с программой реальных училищ, изучались следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, черчение, чистописание, рисование, геометрия, география, физика, история, литература, механика, строительное искусство и садоводство с элементами ведения лесного хозяйства. Параллельно велись практические занятия по модельному, литейному, кузнечному, слесарному и котельному делу. Последние два года ученики проходили практику по специальности на заводе. Возраст поступающих определялся как 12-13 лет.
Плата за "приходящих" учащихся составляла 12 руб. в год, за полный пансион единовременно при поступлении 20 рублей и 180 руб. в год.
Всего за период существования училища с 1869 по 1909 годы число выпускников составило 808 человек.

2. Реальное училище.
В 1873 году в Череповце было открыто реальное училище - общеобразовательное среднее учебное заведение, которое давало право продолжать образование в высших технических учебных заведениях (иногда после сдачи дополнительного экзамена).
В отличие от гимназистов, выпускники реальных училищ не имели права поступать непосредственно в университеты. Хотя они и получали несколько более глубокие познания в математике и отчасти в естественных науках, но преподавание иностранных языков велось по сокращенным программам, а латинский и греческий реалисты не изучали вовсе. Срок обучения в реальном училище составлял 7 лет, возраст при поступлении определялся от 10 до 13 лет.
Плата за обучение составляла 20 руб. в год.
Отношение к реальному училищу в городе было настороженным после убийства террористами «Народной воли» Александра II. Первым, бросившим бомбу в его карету был, один из лучших выпускников училища Николай Рысаков.
Преподавательский состав в реальном училище был весьма сильным. Особенно он укрепился с появлением на посту директора князя Бориса Александровича Тенишева, статского советника, выпускника Санкт-Петербургского университета по разряду математических наук физико-математического факультета со степенью кандидата.
За плечами нового директора, которому едва исполнилось 40 лет, был внушительный послужной список (гимназии и реальные училища в разных городах). До Череповецкого реального училища он занимал пост директора Кременчугского реального училища.
В преподавательском мире он был известен как автор ряда учебников и задачников. Наиболее известным был его сборник задач по арифметике для церковно-приходских школ.
Надо сказать, что с приходом князя Тенишева жизнь в реальном училище оживилась. Кроме укрепления педагогического состава (так, например, был приглашен прекрасный математик Федор Васильевич Гурьянов-выпускник Санкт-Петербургского университета), директор снял безумные запреты мракобесов на комплектацию училищной библиотеки, создал струнный и духовой оркестры, а также возглавил семинары, на которых изучались новинки русской литературы. Позже они получили название «Череповецких Тенишевских чтений».
Придерживаясь весьма демократичных взглядов, князь Тенишев свободно дополнял учебную программу изучением современной литературы.
Вот как отзывался о нём будущий "король поэтов" Игорь Северянин, учившийся в реальном училище:
«О, Вы - единственный директор,
Похожий на ученика!»

« В Череповце, от скуки мглистом,
И тривиальном, и пустом,
Вас называли модернистом
За Сологуба первый том...»

Не обошлось и без доносов. Так, полицмейстер Череповца в докладной записке на имя министра просвещения от 31 января 1906 года пишет о реалистах: «Учение ими забыто, и все время посвящается политике». Далее отмечается «пагубное влияние бывшего в течение нескольких лет директором князя Тенишева, при котором учебные занятия были заброшены, директор по месяцам не является на уроки и, естественно, не мог не иметь растлевающего влияния на своих учеников».
К счастью министр народного просвещения Петр Михайлович фон Кауфман, сенатор и, обер-гофмейстер двора, проявил осторожность и оставил донос без последствий.

3. Учительская семинария.
Долгое время единственная учительская семинария находилась в столице губернии в Новгороде. Естественно, удовлетворить потребности в квалифицированных специалистах для начальных школ она не могла. В связи с этим в 1875 году учительская семинария открывается в Череповце.
Задачей учительской семинарии по Милютину было: «Готовить из сырого, грубого материала людей, делающихся способными для осмысленного руководства народною школою среди сельского населения».
Полный курс обучения в семинарии продолжался три года, а 11 марта 1902 года вышло постановление об открытии четвертого класса. В трехклассной семинарии изучались восемь предметов: Закон Божий, церковно-славянский язык, русский язык, педагогика, геометрия и арифметика, история и география, естествоведение, пение. В четвертом классе к этим предметам добавились алгебра, методика, физика, черчение и рисование, гимнастика, гигиена, основы агрономии.
Хороший курс агрономии и начального почвоведения был визитной карточкой семинарии. Такого почти нигде не было.
У семинарии был свой сад, а кроме обширного сада - еще питомник, парник и большая пасека. Всего земельные угодья семинарии занимали пять с половиной гектаров. Учительская семинария имела славную традицию, каждому выпускнику вручали набор саженцев из питомника и улей. Всего за время работы учебного заведения (44 года) было подготовлено 600 учителей начальной школы.

4. Женское образование в Череповце.
Одновременно с учебными заведениями для мальчиков в городе развивалась система женского образования. Практически одновременно с реальным училищем была основана Мариинская гимназия, практически недоступная для беднейших семей города. Окончательно стабилизировать и сбалансировать систему образования удалось в 1887 году, когда благодаря меценатам - купцам С. П. Тарасову и И. А. Милютину удалось открыть Женское профессиональное училище.
Авторы сочли необходимым вынести историю создания этих учебных заведений в отдельную статью, которая представлена ими на этих же Милютинских чтениях.
1887 год - Завершение формирования всей системы образования в Череповце.
К 1887 году система образования в городе казалась совершенной. Пожалуй, ни один уездный город не мог сравниться с Череповцом. Тем более, что система начального образования в городе выглядела также довольно основательно: например, городское трёхклассное училище с 6-летними учебными курсами( по два года на класс) и приходские училища.
В том же 1887 году была открыта на средства городского головы Милютинская низшая сельскохозяйственная школа IIразряда в слободке Никольской близ Череповца (имение Милютиных «Никольская слобода»). Здесь преподавались земледелие, садоводство, огородничество, пчеловодство, скотоводство. Школа располагала учебными мастерскими (столярной, слесарной, кузнечной и шорной) и сельскохозяйственными угодьями со скотным двором, пасекой, огородом, маслодельней и ботаническим садом. Учредителем учебного заведения выступил инженер-технолог Василий Иванович Милютин - сын Ивана Милютина, почетного попечителя школы.
Сюда принимались юноши всех сословий (разумеется, в основном это были крестьяне) со знанием общеобразовательных предметов начальной школы. Возраст поступающих был определен в 14 лет.
Школа должна была стать важным звеном в расширяющейся «империи» Милютиных. Сейчас такой подход назвали бы началом создания агропромышленного комплекса. Надо сказать, что идея открытия низших сельскохозяйственных школ стала весьма популярной в России в связи с необходимостью повышения культуры земледелия страны.

Итоги милютинского периода становления системы образования в Череповце.
Попробуем кратко определить, что же получило городское общество в результате формирования структуры образования (1869-1887 годы).
Самое очевидное: повышение уровня образования и культуры в городе. Был достигнут невиданный уровень соотношений между учащимися и числом жителей: 1:5
2. Практически были удовлетворены нужды уездных заводов в квалифицированных технических кадрах (машинистов и мастеров).
3. Укрепление социальной стабильности в обществе, что выразилась, например, в относительно спокойных проявлениях протестных реакций городского общества на манифест 17 октября 1905г.

Литература
Ю. Л. Балюшина. Образование как фактор формирования гражданского общества. Сб. «Милютинские чтения. И. А. Милютин и культура русской провинции», Череповец. ЧГУ, 2011- с. 20-25.
2. Путеводитель по рекам Волге, Мологе и Шексне. Коммерческо – Крестьянское Пароходство. Рыбинск: тип. К. А. Никитина.1911 – 114 с.
3. Череповец. Уездный город Новгородской губернии и его уезд. Справочная книжка. Выпуск 1-й. Сост. П. И. Шулятиков. Новгород. Тип. И.И. Игнатовского, 1894, 31 с.
4. А. М. Егоров «Манифест 17 октября 1905 года в Череповце» (Доклад штаб-ротмистера барона Тизенгаузена). В сб. Череповец. Краеведческий альманах. Вып. 2, Вологда: «Легия», 1999- 164 – 169 с.
Назад к списку