Новости и статьи
Стереоскоп- бинокулярный оптический прибор для индивидуального просмотра «объёмных» изображений.
Первый стереоскоп изобретён в 1829 году учителем математики из Эдинбурга мистером Эллиотом. Щелевой стереоскоп Эллиота предназначался для рассматривания нарисованных на прозрачной подложке трёхмерных пейзажей и представлял собой простую коробку длиной 18 дюймов.
В 1832 году Чарльз Уитстон предложил стереоскоп другой конструкции. Его прибор был основан на рассматривании половин стереопары через зеркала, расположенные перед глазами наблюдателя под углом 45°.
Как и стереоскоп Эллиота, устройство появилось до изобретения фотографии, и служило аттракционом, демонстрирующим возможности бинокулярного зрения воспринимать объём нарисованных соответствующим образом картинок.
В 1849 году изобретатель калейдоскопа Дэвид Брюстер объединил возможности стереоскопа и фотографии. Брюстер расположил напротив прямой стереопары призматические линзы, служившие окулярами и одновременно изменявшие угол конвергенции, облегчая наблюдение. Устройство Брюстера обеспечивало максимально комфортное наблюдение без напряжения глаз. Брюстер не смог найти в Англии возможностей для массового выпуска своих стереоскопов, и в конце концов продал права французу Жюлю Дюбоску.
В 1861 году Оливер Холмс создал самый удачный тип стереоскопа, остающийся популярным до сегодняшнего дня. В том же году оптик Джозеф Бейтс усовершенствовал прибор и наладил его серийный выпуск, поэтому часто используется название «стереоскоп Холмса-Бейтса».
Права на стереоскоп Холмса выкупила американская компания Underwood&Underwood.
С 80-х годов XIX столетия недорогие стереоскопы становятся обычным бытовым предметом в домах по всему миру. Так появился и новый жанр- не привычные кабинетные портреты, а живые, почти репортажные семейные кадры. Существовали и стереоскопические серии путешественников: географические и этнографические исследования дополнялись стереофотографиями. Особенно это было значимо для России с ее территорией и разным по составу населением. Регулярно издаваемые наборы стереокарточек с видами стран и мест, куда вряд ли мог добраться обыватель XIX века, моментально раскупались. На рубеже XIX–XX столетий стереофотография стала массовым домашним развлечением: в моду вошли специальные Кайзер-панорамы- многоместные стереопанорамы, автоматически меняющие изображения. Это были некие предтечи кинематографа, куда продавались билеты на демонстрации новых поступлений.
Стереофотография отличается от обычной тем, что создает иллюзию объемности и глубины пространства. В основе лежит феномен бинокулярного зрения человека: стереоэффект достигается путем разделения картинок для левого и правого глаза. Говоря проще, необходимо снять две фотографии (стереопару) и продемонстрировать их независимо каждому глазу, а мозг, проанализировав сигналы, остальное сделает сам. Чтобы увидеть стереофото, вам необходимо личное присутствие у стереоскопа или же специальные очки.
В настоящее время стереофотография, перейдя в цифровую область, применяется в медицине, биологии и физике.
У нас, в "Благовещенской старине", можно посмотреть в стереоскоп Французской компании Unis France. Этот стереоскопический видоискатель произведён в 1905 году. Корпус выполнен из красного дерева. Видоискатели мобильны, их можно регулировать с помощью круглых ручек. В устройстве крепятся 50 стеклянных пластин с фотоизображениями различных пейзажей.